Китайская пословица остерегает:«Не дай вам бог жить во время перемен». Увы, перемены стали символом нашего времени. И все это легло на плечи одного поколения. Только теперь уж пожилого, в жизни которого были революции, войны, исчезновение огромной сильной страны, где родились, за которую воевали и работали. Остались лишь старость и надежда, что жизнь пожилых людей будет обеспеченной и стабильной.
Чтобы мечты стариков о спокойной жизни стали явью, в нашей стране все большее место в решении социальных проблем занимает забота о пожилых людях и благотоворительность. Целенаправленное внимании к пожилым людям, не способным самостоятельно обеспечить необходимые условия существования, имеет свои истоки, уходящие корнями еще в дохристианский период.
Благотворительность, в качестве организованной общественной системы, известна еще с принятия христианства на Руси и первых монастырей. Именно там появились больницы и богадельни для бедных, странствующих и немощных.
Как бы ни были трудны времена, благотворительный опыт заботы о пожилых людях находил развитие во все дальнейшие исторические эпохи.
Здесь следует упомянуть, такие исторические документы, как:
- Решение Стоглавого церковного собора 1551 г.,
- Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.,
- Указ 1682 г. царя Федора Алексеевича,
- Соответствующие распоряжения Петра I,
- Губернскую реформу Екатерины II 1775 г., и многие другие документы Российских правителей, касающиеся благотворительной деятельности.
С одной стороны, их целью было оказание помощи нуждающимся в ней, а с другой – они являлись инструментом сохранения общественного спокойствия.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ
Но уже тогда, в дореволюционной России, наряду с государственной системой стала формироваться разветвленная система сословных благотворительных обществ и учреждений, обществ полуправительственного и полуобщественного характера.
В статистической сводке начала ХХ века значится 11040 заведений, из которых в 7998 были в городах, а 3042 вне городов. Православная церковь содержала 1697 богаделен, сиротских домов и других учреждений, а на благотворительность царской семьи приходилось 1014 учреждений!
Эти цифры показывают, что государство содержало 80% благотворительных учреждений, а 20% - относятся к общественная благотворительность.
РОЛЬ КУПЕЧЕСТВА В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Одна из ведущих ролей на рубеже XIX – XX веков принадлежит благотворительной деятельности российского купечества, которая в основном была направлена на оказание помощи престарелым людям.
"Знатность обязывает" - эта поговорка, переделанная с французского лада на русский, принадлежит известному русскому купцу-меценату Рябушинскому.
И хотя многое тогда шло от «бизнеса», все же благим делом могут заниматься лишь люди особых нравственных качеств. Этими людьми и стали первые крупные российские предприниматели из купечества. Справедливости ради, следует вспомнить, что многие из них были выходцами из крестьян и проповедовали старообрядчество.
Следующие поколения предпринимателей были уже высокообразованными. К примеру, внук крепостного крестьянина Савва Тимофеевич Морозов - один из самых известных представителей династии благотворителей Морозовых, уже в 13 лет владел тремя иностранными языками, окончил Московский университет, а в 25 лет защитил диссертацию в Кембридже А сын известного московского купца А.В. Бурышкина окончил Катковский лицей, Московский университет и Московский коммерческий институт, чтобы в 25 лет занять пост директора в Правлении семейной фирмы. Они были хваткими, восприимчивыми ко всему новому, и вели свои дела с размахом.
Приумножая семейный капитал, предприниматели чувствовали ответственность, находя общий язык и в социальной сфере. Работая в попечительских советах благотворительных организаций, они всячески стимулировали друг друга к осуществлению пожертвований на добрые дела.
А мотивами благотворительности могли быть различные обстоятельства, в том числе, семейные. Тяжелая болезнь или уход близких пожилых людей вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись, в том числе, санатории для пожилых людей.
НОВАЯ СИСТЕМА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Затем пришла новая эра, связанная с Октябрем 1917 г., когда старый мир разрушался до основания, а новый, только строился. Была разрушена прежняя государственная система социальной защиты вместе с общественной благотворительностью, и появилась новая система государственного социального обеспечения, в т.ч. пожилых людей. Она, как все новое, имела минусы (остаточное финансирование), но и бесспорные плюсы (финансирование было гарантированным и стабильным).
Даже в тяжелые 90-е годы ХХ в. социальная поддержка пожилых людей отражалась правовым образом во множестве законов, охраняющих интересы граждан пожилого возраста.
ЧАСТНЫЕ ПАНСИОНАТЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Ложкой дегтя в этом «медовом» экскурсе в историю вопроса является современное состояние некоторых домов престарелых советского периода, где уровень оснащенности не соответствует современным требованиям, где подчас даже обеспечение элементарной безопасности отсутствует.
Но следует отметить, что в сегодняшней жизни российского общества сохраняется преемственность поколений, как возрождается роль Русской православной церкви и других традиционных конфессий, как утверждаются понятия духовности и нравственности и активно возрождаются вековые традиции российской традиции «творить благо». Особенно для тех, кто нуждается в ней более всего – пожилых людей.
Достаточно заглянуть в интернет на страницы со множественными предложениями услуг интернатов, санаториев и пансионатов, специализирующихся под нужды пожилых людей, чтобы понять: бизнесом, проникшем в социальную сферу, движут все те же благородные мотивы, а именно, глубокая и искренняя доброта, душевная щедрость, солидарность и желание помочь пожилым людям.
В этих учреждениях, для пожилых людей создаются комфортные условия проживания, специально подобранный опытный персонал обеспечивает достойный профессиональный уход и бережное отношение. А значит, сегодня пожилым людям возвращают веру в то, что они прожили жизнь не напрасно и что о них могут позаботиться!